Наступил 2019-й год, и с легкой иронией и ностальгией вспомнилась стратегия развития страны «Россия-2020», благодаря которой в следующем году мы должны жить в развитом государстве с высоким качеством жизни. Однако, то, что планировалось достичь к 2012-му относительно 2007го, мы ещё не получили и в 2019-м:
* рост ВВП на 37—38 %;
* рост производительности труда на 40—41 %;
* снижение энергоемкости ВВП на 17-19 %;
* рост реальных располагаемых доходов населения — на 53-54 %;
* рост инвестиций в основной капитал на 80—85 % и т. д.
Многие участники этого проекта никуда не делись, и остаются у власти до сих пор, работают. Только вот проект посыпался уже на следующий год после принятия. Одни эксперты скажут, что виноват кризис 2008 года, другие, более честные к самим себе, признают, что вся стратегия была свёрстана без четкой системы ответственности за результаты, а многие положения просто оказались сырыми фантазиями.
К сожалению, за 10 лет существования стратегии «Россия-2020» с 2008-го по 2018-й страна развивалась не стратегически, а реакционно. Приходилось каждый год подстраиваться под внешние вызовы, которые не давали спокойно сесть и распланировать на что потратить накопленные нефте-доллары. В итоге, реагирование на вызовы и стало государственной стратегией, а указы президента - красивой оберткой.
Я не хочу сказать, что это категорически неправильно, любая стратегия - вполне себе стратегия, пускай не самая эффективная, раз мы не выполнили задачи 2012 года, но и могли ли мы себе их позволить? Ведь Россия не может так влиять на мировую экономику, как СССР, чтобы независимо от внешнего мира строить планы на 5-лет вперёд. Россия, как маленькая шлюпка в Тихом океане, строит свои планы на следующий день, но очередной шторм их рушит.